6+
Соборная мечеть с. Барда
улицы с. Барда
р. Тулва
ВСС-2014
Парк Тукая
IX Краевой фестиваль-конкурс народной песниРябиновый край, г. Оса
Межрегиональный форум Мусульманский мир
Навруз 2017
Навруз 2017
Спекталь
Бардымская Соборная мечеть
Улицы Куйбышева-Советская с. Барда
Панорама с. Барда
Официальный сайт
Бардымский муниципальный округ
Главная / Новости / Прокурорский надзор / Об участие граждан в рассмотрении уголовных дел судами в качестве присяжных заседателей

Об участие граждан в рассмотрении уголовных дел судами в качестве присяжных заседателей

31.10.2023

Об участие граждан в рассмотрении уголовных дел судами в качестве присяжных заседателей

 

Рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей - это форма отправления правосудия, целью которой является постановление судебных решений по уголовному делу с привлечением граждан, для обеспечения максимальной состязательности в судебном разбирательстве и беспристрастности принимаемых по делу решений.

Присяжные заседатели отражают существующее в обществе представление о праве, законе, справедливости. Это граждане Российской Федерации, участвующие в осуществлении правосудия при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, Верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

Суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела о преступлениях, отнесенных к категориям тяжких и особо тяжких, такие как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, похищение человека при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, бандитизм, организация преступного сообщества, а также ряд преступлений против мира и безопасности человечества, среди которых выделяются преступления, связанные с призывами к развязыванию войн, экоцид, геноцид.

Дела с участием присяжных заседателей рассматриваются только при наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных, заявленного после ознакомления с материалами уголовного дела на предварительном следствии либо в ходе предварительного слушания.

Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом, из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями.

Закон устанавливает определенные требования к кандидатам в присяжные заседатели. Ими могут быть лица: 1) достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) не имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) не признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; 5) не являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений; 6) владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 7) не имеющие физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Еще до вызова в суд гражданину приходит уведомление о том, что его включили в список кандидатов в присяжные заседатели. В списке кандидат находится четыре года.

Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

При этом исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона о присяжных заседателях и ч. 3 ст. 326 УПК РФ, регулирующими порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя, одно и то же лицо может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя не более одного раза в течение десяти рабочих дней в календарном году либо все время до окончания рассмотрения дела.

Формирование коллегии присяжных заседателей, способной непредвзято, по внутреннему убеждению, и совести ответить на поставленные вопросы, обеспечивается закреплением в законе достаточно сложного порядка привлечения граждан к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей, установлением специальных гарантий их беспристрастности.

Процедура формирования коллегии присяжных заседателей состоит из двух этапов.

Первый - это мероприятия организационно-технического характера. В ходе которого, согласно ст. 326 УПК РФ, определяющей порядок составления предварительного списка присяжных заседателей, секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков (в районном суде и гарнизонном военном суде - списка и запасного списка) путем случайной выборки и проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела, а также не участвовал ли кандидат в качестве присяжного заседателя в судебном заседании в течение календарного года (часть 3 статьи 326 УПК РФ), не является ли присяжным заседателем по другому делу, в том числе рассматриваемому в другом суде.

По итогам данной процедуры судом направляется приглашение - письмо кандидату о его вызове для участия в отборе коллегии присяжных.

В случае поступления гражданину приглашения ему необходимо явиться в суд в указанную дату и время.

Далее начинается процедурный этап формирования коллегии присяжных. Непосредственно формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

Законом установлено, что количество присяжных заседателей зависит от вида суда, рассматривающего дело. В районных судах и гарнизонных военных судах коллегия присяжных заседателей состоит из шести человек, а в судах уровня субъекта — областных, краевых или верховных судах республик — из восьми.

Отбор коллегии присяжных заседателей производится путем опроса кандидатов председательствующим судьей и сторонами для выяснения обстоятельств, препятствующих их участию в судебном заседании в качестве присяжного заседателя. Кроме того, сторонами в ходе формирования коллегии могут быть заявлены мотивированные и немотивированные отводы кандидатам, которые, по их мнению, не могут быть объективными при рассмотрении уголовного дела. Решение об удовлетворении мотивированных отводов принимается только судом.

Кроме заявления отводов сторонами, кандидат в присяжные заседатели может и сам заявить самоотвод, в случаях, если по своему физическому, психическому состоянию, а также по иным причинам, он не сможет участвовать в рассмотрении уголовного дела. Законом не предусмотрена ответственность за отказ кандидата на стадии формировании коллегии от дальнейшего участия в рассматриваемом уголовном деле.

Как и профессиональные судьи, кандидаты в присяжные заседатели, которые по результатам отбора вошли в коллегию, принимают присягу - клянутся быть честными и беспристрастными.

После чего, судьей разъясняются права и обязанности, которыми наделены присяжные заседатели, круг которых достаточно широкий.

Согласно нормам уголовно-процессуального закона во время судебного заседания присяжные вправе: 1) исследовать все обстоятельства уголовного дела; 2) осматривать вещественные доказательства и документы; 3) задавать через судью вопросы допрашиваемым лицам; 4) просить судью разъяснить нормы закона, которые относятся к делу, и другие неясные для них вопросы и понятия; 5) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке вердикта.

Кроме того, поскольку на время процесса присяжные заседатели становятся «судьями от народа», то на период осуществления ими правосудия они имеют такие же гарантии неприкосновенности и независимости, как у судей, защиту от давления и противоправного воздействия. Жизнь и здоровье присяжного заседателя охраняются законом.

На период исполнения своего гражданского долга и участия в судебных заседаниях, работодатель присяжного заседателя не вправе его уволить или перевести на другое место работы. Проведенное в суде время засчитывается в трудовой стаж.

В случае, когда присяжный заседатель официально трудоустроен, то его заработная плата сохраняется и выплачивается из средств федерального бюджета.

Если же присяжный заседатель не трудоустроен, работает по гражданско-правовому договору или является самозанятым, то выплачивается 50% от должностного оклада судьи того суда, где рассматривается дело (районного или областного), пропорционально количеству дней судебного разбирательства.

Все транспортные расходы присяжных, которые связаны с рассмотрением дела, а также расходы, затраченные на проживание в случае значительной удаленности суда от места жительства присяжного, компенсируются государством.

Но, помимо гарантий и прав, на период рассмотрения уголовного дела присяжные заседатели имеют и определенный круг обязанностей:

1) присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время его рассмотрения; 2) уголовно-процессуальный закон запрещает присяжным высказывать свое мнение до вынесения вердикта, а также делиться информацией с кем бы то ни было об обстоятельствах уголовного дела, ставших известными в ходе судебного заседания; 3) кроме того, на присяжных заседателей возлагается важнейшая обязанность по вынесению вердикта по уголовному делу, в связи с чем, они не вправе нарушать тайну совещательной комнаты при его вынесении.

Специфика судебного следствия, проводимого с участием присяжных заседателей, состоит в том, что доказательства представляются сторонами не председательствующему судье, а присяжным, которые в последующем ими должны быть оценены в совещательной комнате для вынесения вердикта.

По результатам судебного следствия председательствующий судья формулирует вопросы присяжным заседателям. В соответствии с требованиями ст. 341 УПК РФ решение по поставленным вопросам в вопросном листе принимается в совещательной комнате только составом коллегии присяжных заседателей. Присутствие в совещательной комнате иных лиц, в том числе запасных присяжных заседателей, недопустимо.

На основании своего жизненного опыта, гражданского правосознания и представлений о справедливости, в согласии со своей совестью и по внутреннему убеждению, основанному на личном участии в судебном процессе, присяжные заседатели в условиях тайны совещательной комнаты в отсутствие председательствующего решают следующие вопросы:

1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении преступления; 4) заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Присяжные заседатели могут принять решение по поставленным вопросам единодушно, но в случае, если имеются разногласия относительно ответов, то в таком случае к голосованию они могут приступить только по истечении трех часов.

Обвинительный вердикт считается вынесенным, если на поставленные вопросы более половины числа присяжных заседателей на первые два вопроса ответили «Да, доказано» и на третий вопрос то же количество присяжных ответили: «Да, виновен». Любая другая комбинация ответов на вопросы, содержащиеся в опросном листе, означает, что коллегия присяжных заседателей по уголовному делу вынесла оправдательный вердикт.

Результаты совещания и голосования присяжных заседателей удостоверяет их старшина.

Вердикт присяжных заседателей, содержанием которого являются ответы на вопросы вопросного листа, провозглашается старшиной присяжных заседателей в зале судебного заседания в присутствии председательствующего судьи и сторон. С провозглашением вердикта деятельность коллегии присяжных заседателей полностью прекращается.

Если коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт, председательствующий судья после провозглашения такого вердикта и независимо от собственного отношения к нему обязан объявить подсудимого оправданным и распорядиться об освобождении подсудимого из-под стражи.

При обвинительном вердикте судья решает вопросы о квалификации преступления, назначении осужденному наказания.

Исследование данных обстоятельств производится в судебном заседании с участием сторон, уже без участия присяжных заседателей, но при их желании они могут присутствовать в зале судебного заседания.

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

 

Прокуратура Бардымского района

Архив новостей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год

 

Яндекс.Метрика