6+
Соборная мечеть с. Барда
улицы с. Барда
р. Тулва
ВСС-2014
Парк Тукая
IX Краевой фестиваль-конкурс народной песниРябиновый край, г. Оса
Межрегиональный форум Мусульманский мир
Навруз 2017
Навруз 2017
Спекталь
Бардымская Соборная мечеть
Улицы Куйбышева-Советская с. Барда
Панорама с. Барда
Официальный сайт
Бардымский муниципальный округ
Главная / Туризм / Туристические маршруты

Туристические маршруты

 

Путешествие через край. Барда

АВТОБУСНО-ПЕШЕХОДНАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ «В каждой деревне чё-то да разно» (Историко-культурная автобусно-пешеходная экскурсия по маршруту село Барда – село Бичурино – село Березники Бардымского района)

«В каждой деревне чё-то да разно»

Посещение музея в МБОУ «Бардымская гимназия» (тастымалы). Обзорная экскурсия по Барде. Мастер класс по изготовлению татарской куклы в Бардымском краеведческом музее. Посещение соборной мечети. Обед с блюдами   национальной татарской и башкирской кухни, мастер класс по приготовлению чак-чака в деревне Бичурино Посещение гостеприимной  семьи  Батыркаевых.   Знакомство с бытом и традициями, осмотр традиционной татарской избы  Бала йорты. Национальные игры и песни вместе с  народным фольклорным коллективом «Ирсындыкай»,  мастер класс по рукоделию,  прогулка  на лодке по  реке Барда. Дегустация  домашнего  приготовления татарских блюд,  знаменитой  бардымской  картошки, яблок  и  солений , чаепитие с земляничным вареньем и медом. Показательные выступления спортсменов и мастер класс по борьбе корэш в с. Барда и посещение музея тюбетеек в д. Березники. Возможность приобретения тюбетеек  и национальных блюд. 

Контрольный текст экскурсии

АВТОБУСНО-ПЕШЕХОДНАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ «В каждой деревне чё-то да разно» (Историко-культурная автобусно-пешеходная экскурсия по маршруту село Барда – село Бичурино – село Березники Бардымского района)

Начало экскурсии.

Приветствие, общее резюме маршрута, организационные моменты.

  Село Барда расположено на реке Казмашка. Название Казмашка пошло от выражения "казым акты" - гуси уплыли. Предыстория выражения - деревенская женщина пошла на реку купать гусей, а гуси-то и уплыли. Вот она бежит и кричит: "Казым акты, бар да - бар да!" - "Гуси уплыли, все - все!" Отсюда и пошло название - Казмакты, а село - Барда. Поэтому неслучайно гусь - символ Барды и Бардымского района. Гусь - не только символ чистоты, достатка и благополучия. В татарской и башкирской культуре гусь занимает особое место. Гусь для бардымцев - символ движения времени, символ верности традициям своих предков.

  Удивляет и восхищает глубокая верность современных бардымцев своим корням, исконным народным традициям — к сожалению, это так не характерно для жителей индустриальных городов-мегаполисов... Старое, много повидавшее Тулвинское поречье (Барда, например, впервые упоминается в 1630 г.) сохранило для потомков национальные обряды и обычаи.

Население- ок .9000 человек.

Национальный состав: башкиры, татары

Конфессиональный состав: мусульмане

Названия жителей: барды́мцы, барды́мец, барды́мка

 

Музей истории тастымала, с. Барда

Изучая свою малую родину, убеждаешься насколько тебе дорог каждый день, прожитый на этой земле. Изучая достопримечательности нашего края, общаясь со старожилами, держа в руках предметы старины, мы приходим к пониманию, что эти уникальные находки неповторимы. Богатое культурное наследие нашего народа не должно исчезнуть, оно должно быть изучено и сохранено не только в памяти народа, но и в реальных вещах. На одном из заседаний клуба «ГЕО» было принято решение создать в школе свой музей.

      Эту сложную, кропотливую работу начали учащиеся в то время 8 Б класса, выпускники 2011-12 уч.г. Ни экспонатов, ни помещения у нас не было, было огромное желание, жажда новых открытий, исследований. Началась большая поисковая, оформительская, исследовательская работа. Уже на следующий день Яхин Айдар принес дорогую семейную реликвию - фляжку деда, которая и стала первым экспонатом будущего музея.  Во время летних экспедиций по деревням района собирали старинные вещи наших предков, кухонную утварь, орудия труда, украшения, элементы декора старинных домов и т.д. Велась кропотливая работа с информаторами  на местах, изучение документов, архивных материалов, публикаций о районе.

      Торжественное открытие музея состоялось 25 ноября 2011года. В присутствии многочисленных гостей из Перми, многих учреждений, школ района была перерезана красная лента А.В. Черных, профессором, ст. научным сотрудником ИИА УрО РАН, З.Р.Сакаевой, начальником управления образования, Д.Н. Мунасиповой, руководителем музея.

      Школьный музей является не просто хранилищем предметов старины, он ведет большую разностороннюю собирательскую, просветительскую, исследовательскую работу.

      Музей поделен на несколько частей, центральную часть которого представляет интерьер старинного дома гайнинского народа. Дом поделен на четыре зоны: печь,  передняя, спальная зона и женская половина. Исследования подтвердили, что  интерьер старинного дома гайнинских народов имеет свои специфические черты. Было выявлены интересные факты, сравнивая особенности наших старинных домов с китайской наукой фэн-шуй. Хотя было найдено немало различий, определенное сходство все же есть, например, китайцы, как и гайнинцы, почитают герань, и те, и другие никогда не лягут спать под матицей (матча), поскольку в обеих культурах есть поверье, что под ней скапливается отрицательная энергия.

    Значительное место в музее занимают тастымалы– вышитые тканые полотенца. Здесь выставлен большой набор бардымского тастымала разных лет, каждый из которых имеет свою историю. Рядом с тастымалами свое законное место занимает ткацкий станок, на котором лет сто назад ткали не только тастымал, но и паласы. Ценность выставки еще в том, что здесь представлены большое количество тастымалов, полотенец  из соседних районов. Тастымалы, конечно, имеют сходства. Но в ходе наших исследований были выявлены несколько отличий, что дает нам возможность утверждать об уникальности наших бардымских тастымалов.

Музей богат и другими экспонатами, которые заслуживают отдельного внимания. Это и железнодорожный фонарь, и утюги с крышкой для угля, и ступы, и электрический самовар «Спутник», изготовленный к юбилею полета Ю.Гагарина, который дарили только ударникам социалистического труда.

   С каждым годом объекты исследований расширяются и поэтому маршруты летних этнографических экспедиций вышли за пределы нашего района. Наряду с изучением народной культуры населения нашего района, мы ведем большие исследовательские работы в соседних районах с компактным проживанием татар и башкир. С результатами исследований ребята выступают на различных форумах. Многие исследовательские работы отмечены дипломами лауреатов, премиями, грамотами.

   За четыре года  отрядом «Этнос» проведено 6 экспедиций по 16 деревням Бардымского, Октябрьского, Березовского, Лысьвенского районов. В результате собрана и обработана информация более 40 информаторов,  подготовлены для дальнейшего использования более 400 фотографий, более 20 аудио- и видеозаписей, собрано около 200предметов старины для музея.

 

От Бардымской гимназии до Бардымского краеведческого музея

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАРДЫМСКОГО РАЙОНА

    История района начинается с 27 февраля 1924 г.: в этот день Президиум Уралоблисполкома утвердил образование Красноярского района Сарапульского округа Уральской области с районным центром в с.Краснояр. При образовании района в его состав были включены территории, полностью или частично относившиеся к территориям бывших волостей Осинского уезда Пермской губернии: Елпачихинской, Сарашевской, Бардымской, Печменской, Шермеинской, Крыловской и Покрово-Ясыльской. С октября 1924 г. районным центром становится с.Барда. Решением Президиума Уралоблисполкома от 30-31 декабря 1925 г. район был переименован в Бардымский.

     С 1934 г. по постановлению ВЦИК от 17 января "О разделении Уральской области" район находится в составе Свердловской области. После разделения Свердловской области в 1938 г. на самостоятельные Пермскую и Свердловские области район вошел в состав Пермской области. В 1963 г. в связи с политикой укрупнения сельских районов Бардымский район был упразднен, а его территория передана в состав соседних Осинского, Куединского и Чернушинского районов.

     Вновь на карте Пермской области Бардымский район появляется в 1965 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 г. "Об изменениях в административно-территориальном делени Пермской области".

     В 2002 г. Уставом района утверждено муниципальное образование Бардымский район в составе Пермской области, а с 2005 г. в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и образования нового субъекта Федерации - в составе Пермского края.

     Рельеф территории увалистый. Преобладают дерново-средне- и слабоподзолистые глинистые и суглинистые почвы. Под землями сельскохозяйственного пользования находится около 40 % территории района. Половина площади района занята лесами, преимущественно темнохвойными и выросшими на их месте после рубки берёзовыми. Общая площадь лесов составляет более 128 тыс. га. Леса представлены в основном небольшими массивами. По берегам Тулвы, на склонах южной экспозиции широко распространены вишенники. Под охраной государства на территории района находится 8 ботанических памятников природы и один заказник — Тулвинский. Примечательны ботанические памятники: Кленовая гора — наиболее северное местонахождение чистого кленового леса; Дубровая гора (Сарашевская дубрава) — северный представитель дубрав; Сараевский сосново-дубовый лес — северный форпост дубрав на территории Пермской области; дубово-липовые травяные леса; Бардымская вишнёвая гора; Куземьяровский орешник - наиболее крупный массив орешника (лещины) в Пермском крае; Красноярская гора — лесостепной реликтовый комплекс и другие.

   Определённые надежды на возрождение сельской местности Бардымского района связаны с осуществлением программ «Национальная культура» и «Национальная школа», учитывающих своеобразие и самобытность национально-этнических корней населения. Бардымский район является методическим центром области по народному образованию и культуре. Необходимы возрождение и поддержка основ национального образования и культуры. В реализации этих программ весомую роль должны сыграть экономические и культурные связи Бардымского района с Татарстаном и Башкортостаном.

    В районе много школ, в том числе основных, средних, а также гимназия, средние специальные учебные заведения и филиалы Высших учебных заведении. На 1 января 2010 года в районе сеть образовательных учреждений представлена 30 учреждениями: 5 дошкольных образовательных учреждений, 22 общеобразовательные школы, профессиональное училище, филиал Чайковского гуманитарного колледжа. Сеть учреждений культуры составляю: 12 муниципальных культурно - досуговых поселенческих учреждений с 34 сельскими домами культуры и клубами, 1 районное библиотечное (Бардымская ЦБС) с 24 филиалами, МБОУ ДОД "Детская школа искусств", МУК "Бардымский районный краеведческий музей".

 

 

Бардымский краеведческий музей, с. Барда

5 августа 1974 года на совещании преподавателей истории и краеведов района было принято решение организовать музей. Официальное открытие народного музея  состоялось 24 апреля 1975 года. Тогда он размещался в методкабинете отдела народного образования.

Ровно через десять лет в апреле 1985 года музей переехал в Дом культуры, где находиться и по сегодняшний день. Тляшев А.М.

Основателями музея считаются Габитов Юсуп Салимгареевич и Тляшев Ахметсагит Мирхайдарович.

Габитов Юсуп Салимгаееревич – инициатор создания музея, первый председатель Совета народного музея, директор Пермского татаро-башкирского педтехникума в c.Кояново, заслуженный учитель школы РСФСР.Габитов Ю.С.

Тляшев Ахметсагит Мирхайдарович - директор музея с 1974 по 1996 год, заслуженный работник культуры РСФСР.

Также директорами работали:

Исмагилова Алсу Галимзяновна, окончила Пермский институт культуры, работала с 1996 по 2001 год.

Мавликаева Аниса Салимовна – окончила ПГУ, исторический факультет, работала с 2003 по 2010 год, ответственный составитель районной «Книги Памяти». В годы ее руководства в 2005 году музей получил статус муниципального учреждения культуры.

Халитова Альфия Талгатовна - директор музея с 2011 по июнь 2012 года. Под ее руководством проведена работа по приведению нормативно-правовых документов в соответствии с госстандартами.

 

ЭКСПОЗИЦИИ:

Женский костюм и ювелирные украшения. Интерьер жилища и деревенское подворье. Макеты Соборной мечети г. Перми и с. Барда.

Выставки: «Гайнинский край» фотоколлекция С.И. Руденко. «Ислам в Притулвье: дорогой веры». «Комната Боевой Славы».

Бардымский музей занимает особое место в музейном сообществе Пермского края. Это единственный районный музей, который достаточно полно представляет культуру тюркского населения края. В основной экспозиции вы можете познакомиться с традиционной культурой тулвинских татар и башкир. Интерьерный уголок позволяет себе представить быт татар и башкир в начале ХХ в.: большие нары — сике, расположившиеся в переднем углу, занавеси чаршау, разделяющие избу на отдельные функциональные части, подушки в вышитых наволочках, утварь и посуда создают неповторимую атмосферу старого дома. В музейной экспозиции нашли свое место также орудия труда, предметы бондарной работы, традиционного костюма. В настоящее время традиционную культуру народов Тулвинского поречья раскрывают и материалы выставки фотографий, выполненных в тулвинских деревнях в начале ХХ в. известным

ученым-этнографом С. И. Руденко. Эти работы предоставлены для экспонирования Российским этнографическим музеем (г. Санкт-Петербург).  Посетители внимательно вглядываются в портреты (к сожалению, имена запечатленных на них людей не были записаны), так как на них — прабабушки и прадедушки современных жителей Бардымского района. Древнюю историю Тулвинского края раскрывают материалы археологических памятников.

Неоднократно эти экспонаты демонстрировались на тематических выставках. В экспозиции можно увидеть древние рукописные книги, материалы по истории сел и деревень в ХIХ в., в периоды установления Советской власти и  ражданской войны, советского строительства.

 

 

Мастер-класс по изготовлению татарской куклы

Оказывается, различные куклы-обереги изготавливались с давних времен у разных народов: славян, татар, башкир. В первый раз детей с куклой знакомили в возрасте 2-3 лет, делали для них маленький оберег и вручали, когда они шли самостоятельно гулять на улицу. Куклы-обереги изготавливаются без единого шва по узелковой технике с помощью нитки, лоскутков ткани и ваты. Работа начинается с формирования головы и ручек, затем на куклу «надевается» подъюбник, платье, фартук, платок, пояс. Бывают куклы, которым пришиваются ножки, надеваются лапти или валенки. Такие куклы обязательно должны стоять. Еще одна особенность кукол-оберегов – безликость, так как они не должны выражать эмоций. Основное отличие традиционных татарских кукол от славянских заключается в том, что тельце делается методом «скрутки». На некоторых есть ножки, но без ступней и соответственно – без обуви. Среди них можно встретить кукол, основой которых служит лучина. На традиционных татарских куклах платья были туникообразные и по бокам сшивались.

 

Соборная мечеть, с. Барда

 Одним из значимых и памятных мест в селе Барда является Чугунная гора. С Чугунной горы открываются удивительные виды как на окрестное село Краснояр, на реки Барда и Тулва. Много разных преданий связано с происхождением этого необычного названия. Кто-то объясняет его появление тем, что в этих местах добывали руду для Уинского и Шермейского заводов, другие говорят о том, что это название возникло в далекие времена, когда Тулвинское поречье еще только вошло в состав Московского государства. В селе Краснояр о происхождении названия горы сохранилось такое предание: «Царь Чердыни отправил войска на Барду. Когда они дошли до горы в Барде, где сейчас больница стоит, Чугунная гора, там возникла граница из света, и они не смогли пройти. Тогда они отправили гонца к царю, что не могут пройти. И царь сказал, что нужно заключить мир. Мир заключили, а на той горе поставили чугунный крест, поэтому и гору назвали Чугунной». Стоял ли когда-нибудь на Чугунной горе крест никто уже не помнит, однако название дожило до настоящего времени.

 Именно Чугунная гора выбрана местом для строительства Бардымской соборной мечети, призванной стать архитектурным центром ландшафта, вид на гору с мечетью открывается далеко до подъезда к селу.

Открытие новой Соборной мечети села, ставшей вторым по значимости и масштабу культовым мусульманским зданием Пермского края стало важным событием в жизни села. Бардымская мечеть призвана стать духовным центром мусульман района. В мечети не только проходит пятничный намаз, по выходным и воскресным дням работает школа по изучению основ ислама, арабского языка. При мечети проводятся районные конкурсы чтецов Корана, работает библиотека. К настоящему времени – Бардымская соборная мечеть – самая большая сельская мечеть Прикамья.

 Мечеть рассчитана на 120 верующих. Над художественным оформлением трудились художники из Республики Татарстан. Высота Соборной мечети достигает 51 метра, что делает её самой высокой не только в районе, но и в крае.

 

 Тип мечети: Джума-мечеть, то есть пятничная мечеть — соборная мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей мусульманской общиной в полдень пятницы (Джума-намаз). Перед намазом хатиб (это чаще всего имам) читает пятничную молитву (хутбу). Как правило, пятничная мечеть — самая большая мечеть в городе; в её дворе может собраться несколько сотен или даже тысячи человек. Многие пятничные мечети представляют собой значительную архитектурную ценность.

 

Переезд на автобусе из села Барда в село Бичурино (17 км).

  Бичурино — село в  Бардымском  районе Пермского края на реке Барда, притоке Тулвы. Известно в источниках с 1648 года как деревня Бичурна.  В 1774 году сожжено правительственными войсками за участие сельчан в пугачевском восстании. В 1816 году уже существовала деревня Ново-Бичюрина.  В основе личное татарское имя Бичура, которое в переводе означает "домовой". Местные жители называют село по-иному: Озын Ялан (долгое поле, долгий луг).

  Семья Батыркаевых из села Бичурино тщательно хранит множество традиций — и рукодельных, и гастрономических, и фольклорных. Хозяева в национальных костюмах встречают гостей с песнями, показывают образцы традиционных ремёсел и настоящий домашний музей — идеально сохранённый «бала-юрт», «малый дом» со всем убранством.

   Настоящая бардымская семья всегда может похвастать домашними заготовками, которые делаются с расчётом на всю зиму плюс ещё чуть-чуть. Это «чуть-чуть» местные жители охотно продают туристам и редко кто уезжает из этих мест без баночки мёда, домашнего творожка, земляничного варенья или солёных грибов.

 

ОБЕД.

Татаро-башкирская кухня знаменита двумя компонентами — мясом и выпечкой, но бардымский народ прекрасно освоил и овощи, и молочные продукты. На столе, как по волшебству, появляются солёные рыжики, малосольные огурчики, помидоры, вызревшие на кусте, огромный несладкий пирог с творогом и зеленью, разварная баранина со знаменитой картошкой, эчпочмаки — опять с бараниной — и грандиозный билэш — произведение кулинарного искусства, которое снаружи выглядит как какая-нибудь свадебная сдоба, украшенная цветочками из теста, но, когда аккуратно открывают тестяную крышку, обнаруживается начинка из трёх видов мяса, картошки и овощей.

 

Мастер-класс по приготовлению чак-чака.

Чак-ча́к — восточная сладость, представляющая собой изделия из теста с мёдом, относящаяся к кухне тюркских народов, особенно в республиках Башкортостан и Татарстан. Считается национальным башкирским и татарским блюдом. Оказалось, требуется много силы, чтобы смешивать тугое тесто, из которого затем формировались «шарики», по их размеру определялось мастерство повара – чем меньше, тем лучше.

 

Татарская изба Бала Юрт

Осмотр ведет представитель семьи Батыркаевых.

 

Переезд на автобусе из села Бичурино в село Барда (15 км.) – рассказ о национальной борьбе курэш.

Куреш — это традиционная спортивная борьба тюркских народов, которая проводится как борьба на поясах. У башкир, чувашей, татар куреш — это важная составляющая часть национальных праздников — Сабантуя, Джиена и Акатуя. Эта борьба есть и в реестре национальных видов спорта. Победившему во всероссийских соревнованиях присуждается звание мастера спорта.

Доподлинно неизвестно время возникновения борьбы куреш. Соревнования по этому виду спора проводились по праздникам, свадьбам, во время больших торгов. Это самостоятельный вид спорта, а также метод физической подготовки.

Историческим событием для этого спорта стала дата 24 января 2003 г., на 22-й Ассамблее Олимпийского Совета Азии этот спорт был признан официальным видом спорта со стороны этой континентальной организации, подчиненной Международному Олимпийскому Комитету. Так стало возможным добавить этот вид спорта в программу Азиатских Игр — континентального варианта Олимпийских Игр.

В 2006 году в Катаре прошли 15-е Азиатские Игры, на которых первый раз прошли и состязания по Курешу. А в 2009 году официальный вариант состязаний по Курешу прошел в программе 2-х Азиатских Игр — Первых Азиатских Игр по единоборствам в Таиланде и Третьих Азиатских Играх на закрытых площадках во Вьетнаме.

В 2002 году Ассоциация утвердила высшую награду соревнований — «Золотой Орден МАК», который присуждается лидерам стран, известным политическим и общественным фигурам, знаменитым людям, которые внесли свой вклад в дело международного распространения Куреша. Принятие решения о награждении лежит на Исполкоме МАК. Первым орденом был награжден Президент Узбекистана Ислам Каримов в 2002 году, второй — принадлежит лидеру Индийского Национального Конгресса Соне Ганди.

К 2008 году членами Ассоциации Куреш были федерации из 102 стран Азии, Африки, Америки, Европы и Океании, и в том же году к ассоциации присоединились еще 12 стран, включая Турцию. Так что в конце 2008 года в ассоциацию входило уже 114 стран.

В 2010 году в Татарстане, в г. Казани состоялся чемпионат мира по курешу.

Правила борьбы Куреш

В этой борьбе состязаются, находясь в стойке стоя по принятым правилам. Все броски, выполненные в стойке, оценивают судьи.

 

Если оценки соперников одинаковы, победу присуждают по последней присужденной оценке.

Если участник (участница) получили как оценку, так и наказание, преимущество отдается оценке.

Состязания проводят по олимпийской системе, утешительные схватки отсутствуют.

В Куреше проводят оценку приёмам, которые были начаты внутри безопасной территории татами и завершены за границами опасной линии татами.

Длительность схватки. Поединок мужчин длится 4 минуты чистого времени, подростки и соревнующиеся старше 35 лет борются 3 минуты, а женщины, дети и лица старше 56 лет — 2 минуты.

Особенности борьбы. Основной особенностью куреша у чувашей и казахов является то, что поясная борьба проводится при активной борьбе ног, в отличие от татар, у которых борьба не включает еще и борьбу ногами. Азизов, Шайхутдинов и другие основатели национальной борьбы составили определенный свод правил, соответствующий традициям. Азизов хотел сделать мастеров татарской борьбы сильными и в классической борьбе — вот почему их национальный спорт больше ориентирован на классические варианты.

 

Показательные выступления борцов курэш.

 

Переезд на автобусе село Барда - село Березники, Бардымского района (5 км.)

Название села связывают с березовыми рощами, которые окружают деревню со времен ее первых жителей. Селение, хоть и небольшое, имеет 2 музея. Один из них- настоящая гордость бардымцев – Музей тюбетейки. Село славится своими мастерами по шитью и украшению  тюбетеек.  В музее собрана одна из лучших коллекций тюбетеек. Среди них - работы местных мастериц за последние полвека. И хотя головной убор с таким названием известен у многих народов мира, такого, как местная  тюбетейка, нет нигде. Знаменитая бардымская тюбетейка имеет особую форму: невысокий околыш и полусферический верх, выполненный из четырех клиньев. Тюбетейки богато украшены вышивкой нитями и бисером.  Мастерицы вышивали по черному плюшу или бархату, реже использовали плюш и бархат темно-синего и бордового цветов. Саму вышивку отличают контрастность и полихромность, стилизованный растительный орнамент.

В Барде и ее окрестностях делают, пожалуй, самые красивые и необычные тюбетейки. И если секрет мастерства по изготовлению тюбетейки очень хорошо развит в селе Березники, то в отдаленных деревнях района эта национальная традиция исчезает из быта людей вместе с пожилыми людьми… Именно поэтому есть потребность в возрождении ремесла по изготовлению тюбетейки, а также в обучении этому мастерству молодого поколения.

 

 

Музей тюбетейки, с. Березники Бардымского района

Тюбетейка - круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор многих народов Средней Азии. Само слово произошло от тюркского корня «тюбе» - вершина. И, действительно, взгляните на ее форму - это свод неба, купол мечетей, крыши старинных базаров. Мало кто задумывался, но даже сама юрта - это та же тюбетейка, увеличенная в несколько десятков раз.

В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно одевать тюбетейку, даже в мороз и вьюгу. Но в ряде случаев истинно верующий человек быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза-хайит), в мечети и дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы (жених и его отец). Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку (детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце). И на свадьбе жених - в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

Существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности. В Туркмении, например, она даже называется по-своему - тахья. Здесь ее шьют с квадратным или круглым донышком, а узор чаще всего вышивается в виде геометрического орнамента с сочетанием красного, белого, желтого и черного цветов. Если на тюбетейке туркменской девушки Вы увидите перья - знайте, что эта девушка еще свободна, если же тюбетейка без перьев - молодая невеста уже сосватана.

Тюбетейки для мужчин и женщин украшены по-разному. Если для мужчин больше характерен двух-трехцветный узор, то женские тюбетейки выделяются многоцветной яркой палитрой. Но не всегда. У уйгуров, например, более красочный вариант тюбетейки предназначен сильному полу - расшитые золотой и серебряной нитью, бисером, пейзажами - недаром в уйгурском доме на стенах висят не картины, а тюбетейки!

Особенности узора могут многое рассказать о том, где эта тюбетейка была сделана: памирские мастерицы до сих пор используют в своей работе арийскую символику; Бадахшанские тюбетейки можно узнать по сочетанию красного, зеленого, синего и белого цветов в геометрическом орнаменте; в Шахрисабзе шьют тюбетейки, отличающиеся живописной многокрасочной гаммой; в Самарканде популярна техника «пилтадузи» (шитье по фитилькам), по форме такие тюбетейки напоминают ребристый купол; родину золотошвейной тюбетейки определить можно безошибочно - это Бухара. В Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста чаще всего носят однотонную тюбетейку из бархата зеленого цвета. Традиционные узоры, чаще всего изображаемые на тюбетейках, символизируют непреходящие ценности: узор "след змеи" оберегает от сглаза, символическое изображение бараньих рогов олицетворяет силу и мужество, а рыбы - плодовитость женщины. Очень популярным узором считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль. Иногда в узорные композиции включаются надписи на арабском языке, например, такая: "Пусть тюбетейка останется на голове, а враги провалятся сквозь землю". У нас же речь пойдет о БАРДЫМСКОЙ тюбетейке.

ТЮБЕТЕЙКА издавна была у татар любимым головным убором. И даже сейчас, когда на прилавках сотни видов головных уборов, значимость тюбетейки не уменьшается. Для человека, неравнодушного к истории своего народа, она всегда будет частью его наследия. Но тюбетейки есть у разных народов, а вот бардымская тюбетейка – только у нас.

Не будет преувеличением сказать, что с началом реформ в стране, с приходом рыночной экономики возродился и такой вид рукоделия, как вышивка тюбетеек. Стало появляться все больше продолжателей прекрасной традиции. Они занялись изучением прежних образцов, придумывали новые узоры, продолжили и обогатили традицию. Особое место в этом деле занимают березниковские мастерицы.

Искусство вышивки здесь передавалось от матери дочери, а от дочери – внучкам. Выдающейся мастерицей села была Сакаева Назира. Постоянно занимались вышивкой тюбетеек и ее младшие сестры Марфуга и Нафига. Впоследствии лучшей вышивальщицей тюбетеек была признана Ануза Сакаева. Сейчас традицию продолжает ее дочь Фаукия Алимова.

В 2007 году березниковцы выиграли грант конкурса ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» и открыли в доме культуры «Музей тюбетейки». Усилиями работников культуры здесь была собрана лучшая коллекция тюбетеек. Есть среди них и уборы полувековой давности.

С открытием музея при доме культуры был создан и кружок «Волшебная игла». Посещают его человек десять, в том числе молодежь и две школьницы.

Видно, что мастерицы гордятся своими работами. Для того, чтобы сделанная тобою вещь нравилась, нужны точность, терпение, знание всех тонкостей и тепло души. Также важно отразить и особенности конкретного села. Например, в Ишимово тюбетейку украшают тремя листочками, в Березниках – узорами в форме гусиного крыла и т.д.

Узоры в виде колокольчика и гусиной лапки на тюбетейках вышила самая пожилая мастерица села Ануза-апа Сакаева.

Переезд на автобусе село Березники – село Барда.

Опросные листы.

Окончание экскурсии село Барда.

СХЕМА МАРШРУТА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСКУРСИИ АВТОБУСНО-ПЕШЕХОДНАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ «В каждой деревне чё-то да разно» (Историко-культурная автобусно-пешеходная экскурсия по маршруту село Барда – село Бичурино – село Березники Бардымского района)

Маршрут экскурсии

Музей истории тастымалы, с. Барда - Бардымский краеведческий музей, с. Барда -  Соборная мечеть, с. Барда – переезд в село Бичурино на автобусе – Обед – Бала Юрт (традиционная татарская изба), с. Бичурино – переезд в село Барда на автобусе – показательные выступления борцов курэш - переезд в с. Березники на автобусе – Музей тюбетейки, с. Березники – возвращение в с. Барда на автобусе.

Продолжительность (ч) 8 часов

Протяженность (км) – 2 км – пешеходная часть, 44 км – автобусная часть (переезд между селами)

Начало маршрута- Сбор группы у Бардымской гимназии.

Окончание маршрута – село Барда.

 

Расшифровка схемы маршрута:

1. От А. Бардымская гимназия до В. Бардымский краеведческий музей

2,6 км – 5-7 мин.

 

2. От А. Бардымский краеведческий музей до В. Соборная мечеть

1 км – 3 мин.

3. От А. Соборная мечеть (село Барда) до В. село Бичурино.

17 км -20 мин.

4. от А. села Бичурино до В. село Барда

15 км – 20 мин.

5. От А. село Барда до В. село Березники

5 км. – 7-10 мин.

6. от В. село Березники до А. Село Барда

5 км. -10-15 мин.

Общая схема

 

 

 

Яндекс.Метрика